Айодхья: хронология вопроса о храме

Разрушение мечети Бабура, 1992 год

9 ноября 2019 года Верховный суд Индии принял окончательное решение по вопросу храма в городе Айодхья. На спорной территории будет возведён храм Рамы, а мусульманской общине в качестве компенсации будет передано 5 акров земли по соседству для строительства мечети. Решение вызвало широкий общественный резонанс в Индии. Чтобы разобраться во всех перипетиях вопроса, вспомним хронологию событий.

1528 год – падишах Бабур возвёл в городе Айодхья мечеть. Или не Баубр в XVI веке, а Аурангзеб в XVII веке. Или не Аурангзеб и не Бабур, а предшествовавшие им Делийские султаны. Дело тёмное, но в XVIII веке мечеть уже точно стояла, успев основательно обветшать.

Айодхья занимает особое место в индусской религиозной традиции – это место рождения бога Рамы. Говорят также (индусские националисты говорят), что великолепный храм на месте рождения Рамы существовал до мусульманского нашествия, когда Бабур (Аурангзеб/Алауддин Хильджи) осквернил святыню, разрушил храм до основания, а на его месте возвёл мечеть. Может быть, так оно и было, мусульманские религиозные объекты в Южной Азии часто строились на месте индусских – Кутуб-Минар в Дели тому яркий пример. Так или иначе, провести археологические раскопки в спокойной обстановке в Айодхье никому не дадут.

1717 год – джайпурский махараджа Джай Сингх II приобрёл рядом с мечетью земельный участок, где индусы могли молиться Раме. Судя по всему, взаимоотношения двух общин не всегда отличались миролюбием, индусы иногда пытались заявить права на всю остальную землю.

1859 год – вскоре после сипайского восстания британская администрация, доведённая до белого каления постоянными жалобами представителей общин друг на друга, отделяет забором индусскую территорию от мечети Бабура и запрещает проход на территорию соперничающей общины под страхом тюрьмы. В таком виде ситуация консервируется на 90 лет.

1949 год – “Хинду махасабха” и союзные ей правые индусские организации начинают агитацию за разрушение мечети Бабура и строительство на её месте храма в честь бога Рамы. В декабре 1949 года, после 9-дневного чтения у стен мечети поэмы Тулсидаса “Море деяний Рамы”, индусские активисты выламывают двери мечети и устанавливают внутри неё статуи Рамы и Ситы. Центральное правительство требует удалить статуи, местные власти отказываются это сделать. В итоге, двери мечети запечатываются, а дело о принадлежности земельного участка попадает в гражданский суд, где и вязнет на десятилетия. 

Все описанные выше события были важны только на местном уровне: в Айодхье и окрестностях. Но всё изменилось в конце 1980-х годов. Во-первых, в Индии широко распространилось телевидение и телесериалы. Самыми рейтинговыми сериалами стали “Махабхарата” и “Рамаяна”. Во-вторых, ИНК отодвинула от власти в Дели широкая оппозиционная коалиция, состоявшая из пары десятков разнородных политических сил. Правительство В.П. Сингха пользовалось не слишком большим авторитетом – на этом фоне БДП решила актуализировать “вопрос Айодхьи.

1986 год – по решению суда двери мечети вновь открыты, там разрешено молится индусам. Мусульмане протестуют, формируется “Всеиндийский комитет защиты мечети Бабура”.

1989 год – БДП и связанная с партией организация “Всемирный совет индусов” начинают всеиндийскую кампанию за возведение храма Рамы. Лидер БДП Лал Кришна Адвани совершает поездку по крупнейшим городам Индии, агитируя за “восстановление справедливости”.

1990 год – митинг индусских активистов в Айодхье расстреливает местная полиция, 18 убитых. 

1991 год – Конгресс возвращается во власть, а БДП становится главной оппозиционной силой. Вопрос о строительстве храма в Айодхье – главная национальная проблема.

6 декабря 1992 года – двухсоттысячная толпа индусских активистов с помощью подручных средств разносит мечеть Бабура до основания. В начавшихся затем межконфессиональных столкновениях гибнет более двух тысяч человек. Адвани и других лидеров БДП пытаются привлечь к судебной ответственности, но доказать их вину не удаётся. Центральное правительство запрещает восстанавливать мечеть или строить храм Рамы, проблема остаётся в замороженном состоянии.

27 февраля 2002 года – поезд с паломниками-индусами, возвращавшимися из Айодхьи, был подожжён на станции Годхра, штат Гуджарат. Погибло несколько десятков человек, в поджоге были обвинены мусульмане. В последовавших затем индусско-мусульманских столкновениях в Гуджарате погибло более тысячи человек – в основном, мусульман. Гуджаратское правительство, которое тогда возглавлял молодой и перспективный политик Нарендра Моди, обвиняли в бездействии, снисходительном отношении к погромщикам индусам, а то и в прямой организации погромов в мусульманских кварталах.

30 сентября 2010 года – вердикт Верховного суда по “вопросу Айодхьи”: спорная территория делится между индусами и мусульманами, любое строительство запрещается. Естественно, вердикт не устроил никого.

Май 2014 года – БДП триумфально выигрывает выборы, а Нарендра Моди занимает пост премьера. Обещание возвести храм бога Рамы в Айодхье – обязательный пункт программы индусских националистов.


Оригинал статьи опубликован в паблике “Пробковый шлем” 

Добавить комментарий