Саммит в Казани 22-24 октября 2024 года ознаменовал новый этап в развитии БРИКС: к встрече на высшем уровне впервые присоединились пять новых членов группы – Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эфиопия. Масштаб казанского саммита усилила программа БРИКС Аутрич, в рамках которой России удалось собрать официальных лиц из почти 40 стран, а также пригласить Генерального секретаря ООН и глав региональных организаций. Однако послужило ли это масштабное событие эволюции БРИКС, остается открытым вопросом.
На протяжении всего своего существования объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки вызывало разные мнения относительно своего значения. С одной стороны, считается, что БРИКС представляет собой важную инициативу незападных держав объединиться в стремлении реформировать мировые финансовые институты. Учитывая экономический потенциал стран-участниц, особенно Индии и Китая – будущих ключевых игроков мировой экономики, БРИКС безусловно стоит рассматривать как форум, с которым необходимо считаться. С другой стороны, эффективность БРИКС до сих пор была ограниченной. Несмотря на то, что пять стран создали институциональную платформу с многочисленными рабочими группами и механизмами обмена мнениями, а также учредили Новый банк развития, общая эффективность их дискуссий оставалась довольно скромной. Отсутствие последовательности в выработке общей стратегии и низкое соотношение между количеством встреч и их результатами заставило некоторых наблюдателей называть БРИКС не более чем «говорильней».
Вопрос о расширении БРИКС, похоже, превзошел все остальные вопросы на повестке дня казанского саммита. СМИ, как западные, так и из стран БРИКС, сосредоточили свое внимание на вопросе географического представительства на форуме и на том, свидетельствует ли это о том, что Россия и ее президент Владимир Путин не находятся в изоляции.
Если не обращать внимания на шумиху вокруг присутствия высокопоставленных лиц, можно сделать три вывода из форума. Одно из заметных отличий от предыдущих саммитов заключается в том, что России удалось протащить вопрос о санкциях в итоговой декларации. Хорошо известно, как неохотно Индия упоминала об этом в двусторонних и многосторонних документах с Россией на протяжении последнего десятилетия. Китай тоже, хотя и активно помогал Москве обходить ограничения, сдерживался от публичного поднятия этой темы в рамках БРИКС. В Пекинской декларации 2022 года санкции не упоминались, а в Йоханнесбургском совместном заявлении 2023 года они были упомянуты лишь вскользь, со ссылкой на их пагубное влияние на торговлю сельскохозяйственной продукцией. На контрасте, Казанская декларация содержит два пункта, осуждающих «односторонние принудительные меры, включая незаконные санкции в отношении глобальной экономики, международной торговли и достижения целей устойчивого развития» и «односторонние экономические и вторичные санкции, противоречащие международному праву», а также совместный «призыв к их отмене».
Это может отражать изменение подхода ранее осторожных членов БРИКС, которые перешли от сдержанной критики влияния санкций на несколько ключевых проектов (например, развитие порта Чабахар) к более решительной публичной позиции против санкций. С учетом того, что Иран стал новым членом группы, а Беларусь и Куба получили статус стран-партнеров, ось стран, попавших под санкции, расширяется, и этот вопрос будет и дальше занимать важное место в повестке дня формата «БРИКС Плюс». Однако большинство членов БРИКС по-прежнему высоко глобализированы и вовлечены в западные финансовые рынки, поэтому они, скорее всего, будут соблюдать ограничения, наложенные на остальных членов объединения (прежде всего, Россию и Иран). Недавнее решение США ввести санкции против почти 400 юридических и физических лиц из таких стран, как Китай, Индия, Малайзия, Турция, Таиланд, Швейцария, ОАЭ, стало «сигналом для правительств и частного сектора» о стремлении Вашингтона противостоять уклонению от ограничений против России.
Второй ключевой момент заключается в том, что страны БРИКС пытаются согласовать свои позиции по геополитическим вопросам. Ситуация на Ближнем Востоке была главной темой совместного заявления, связанной с безопасностью, несмотря на различия в позициях членов организации по таким вопросам, как конфликт между Израилем и «Хамасом» и нападения хуситов в Красном море. Например, жесткие формулировки в отношении действий Израиля не полностью отражают позиции всех стран-членов, включая Индию. Одновременно с этим, конфликт России и Украины упоминается в итоговой декларации вскользь, что свидетельствует о том, что Москва как принимающая сторона предприняла шаги по сокращению расхождений во мнениях.
Россия подает неоднозначные сигналы о своих намерениях в отношении повестки дня БРИКС. Поддерживая мнение некоторых своих партнеров о том, что БРИКС не должен превращаться в антизападный клуб, Москва в то же время использует эту платформу для того, чтобы вбить клин между Западом и глобальным Югом, и порицает западные столицы за «вопиющий протекционизм, манипулирование валютными и фондовыми рынками, […] неустанное иностранное влияние, якобы продвигающее демократию, права человека и климатическую повестку». На бумаге некоторые из этих тезисов могут найти отклик у ее партнеров, включая Индию, но на практике, поскольку Россия находится в состоянии полномасштабной конфронтации с США и Европой, ее риторика заходит слишком далеко по сравнению с другими членами БРИКС (за исключением, возможно, Ирана).
Третий вывод саммита: в то время как межбанковское сотрудничество набирает обороты, реализация ключевых экономических инициатив Москвы займет много времени. Инициатива БРИКС по трансграничным платежам – идея запуска новой многонациональной платформы, которая будет включать компонент обмена финансовыми сообщениями и позволит проводить расчеты с помощью токенов, обеспеченных либо национальными валютами, либо цифровыми валютами, пока не получило положительного отклика со стороны других членов. Важным показателем нежелания российских партнеров продвигать новую инициативу стало их решение направить на встречу министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС в Москве в середине октября своих младших чиновников.
Разница в подходах очевидна: Россия считает создание альтернативной платежной системы насущной необходимостью, в то время как другие члены БРИКС с осторожностью относятся к отходу от доллара США и SWIFT. Подобно звеньям одной цепи, развитие Зерновой биржи БРИКС и дальнейшее создание более крупной торговой платформы для других сырьевых товаров представляется долгосрочной перспективой и будет зависеть от способности договориться о валютных расчетах и вопросах страхования.
Задачи, стоящие перед БРИКС, очевидны. Прежде чем страны-участницы смогут действовать в унисон, они должны согласовать позиции по острым вопросам, и эта задача усложняется с добавлением новых стран. По мере того как БРИКС растет в размерах и амбициях, охватывая больше стран-партнеров с различными программами и своей идентичностью, перед группой по-прежнему стоит задача перейти от слов к делу. Саммит в Казани показал, что БРИКС превращается в новый «переговорный центр», где представительный обмен мнениями по важнейшим геоэкономическим и геополитическим вопросам не всегда приводит к принятию значимых решений.
Фото: The Presidential Press and Information Office of Azerbaijan
Кандидат исторических наук, главный редактор сайта India Analytics.
Сферы интересов: международные отношения в Южной Азии, внешняя политика Индии, российско-индийские отношения, БРИКС/ШОС/Quad, Индо-Тихоокеанский регион; индийский сектор телекоммуникаций.