Меняющийся характер оборонного сотрудничества Индии и России

Российско-индийский саммит, прошедший 8-9 июля 2024 года в Москве, не привел к заключению каких-либо значимых соглашений. В итоговых документах отсутствует достаточная детализация ключевых областей сотрудничества, в том числе в сфере обороны, которая традиционно является главной опорой двустороннего партнерства. Примечательно, что на саммите не было полноценных переговоров на уровне делегаций, а министры обороны Индии и России не присутствовали среди других официальных лиц. Несмотря на то, что энергетический сектор стал новой движущей силой отношений, двустороннее оборонное сотрудничество, которое в настоящее время переживает трансформацию, заслуживает особого внимания.

Неустойчивая опора

В свете отсутствия крупных оборонных сделок главной задачей Нью-Дели является обеспечение выполнения существующих контрактов с Москвой. За последние несколько лет произошел ряд задержек в поставках российского оборонного оборудования, вызванных различными трудностями технического характера, включая проблемы с проведением платежей. Например, поставка оставшихся двух полков зенитно-ракетных комплексов С-400, как сообщается, была перенесена на март и октябрь 2026 года. Еще один проект, в котором наблюдались задержки, — строительство фрегатов проекта 11356 на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининградской области. В последнее время сделка продвинулась вперед. Фрегат «Тушил» уже готов к приемке и должен быть сдан в сентябре 2024 года. Второй военный корабль, «Тамал», ожидается к вводу в эксплуатацию в следующем году.

Бесперебойная поставка запасных частей к оборудованию советского/российского происхождения представляет собой еще один критический вопрос для Индии. Одним из возможных решений является создание производственных мощностей на индийской территории, что обе стороны, как ожидается, планируют сделать в ближайшем будущем. Индия и Россия уже создали предприятия по производству автоматов Калашникова АК-203, 125-мм снарядов «Манго» для танков Т-72 и Т-90, а также двигателей РД-33 для истребителей МиГ-29. Аналогичный подход может быть распространен и на обслуживание и ремонт систем С-400.
Важно отметить, что все функционирующие объекты были согласованы Нью-Дели и Москвой еще до начала военных действий в Украине. Однако неясно, могут ли сопоставимые проекты быть реализованы в ближайшей перспективе. До сих пор Индия проявляла осторожность в отношении «красных линий», установленных Соединенными Штатами и касающихся существенных оборонных инициатив с Россией. Несмотря на застой в более широком контексте отношений Москвы и Нью-Дели, очевидно, что Вашингтон будет с особым вниманием следить за передачей вооружений и технологий из России в Индию.

Ненужный договор

Дискуссии вокруг Соглашения о взаимном обмене материально-техническими средствами (RELOS) приняли интригующий оборот после обнародования проекта документа правительством России. В нем прописаны условия материально-технической поддержки воинских формирований, боевых кораблей и военной авиации в ходе совместных учений и тренировочных операций, а также миссий по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий. Нью-Дели уже заключил аналогичные соглашения с рядом стран, включая всех партнеров по четверке Quad (помимо Индии, входят Австралия, США и Япония), Францию, Сингапур, Южную Корею, Вьетнам и Великобританию.

Обсуждения между Москвой и Нью-Дели относительно RELOS ведутся с перерывами с 2018 года. В преддверии предыдущего саммита в 2021 году в Нью-Дели сообщалось, что обе стороны близки к заключению соглашения. Несмотря на то, что они «признали необходимость институционального соглашения о взаимном предоставлении материально-технической поддержки и услуг для вооруженных сил», подписание соглашения было «отложено из-за технических вопросов», или, по словам некоторых источников, «разногласий по поводу версий перевода».

Маловероятно, что сохраняющиеся различия в формулировках могут быть единственным объяснением того, что работа над RELOS по-прежнему не завершена. Вполне вероятно, что Нью-Дели не склонен заключать соглашение об обмене материально-техническими средствами с Россией до тех пор, пока последняя участвует в военных действиях. Есть ряд признаков того, что за последние два года уровень военного взаимодействия между Индией и Россией снизился. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх не посещал Россию с 2020 года и не общался со своим коллегой Андреем Белоусовым с момента назначения последнего главой российского министерства обороны в мае 2024 года. Кроме того, уровень оперативной совместимости между индийскими и российскими вооруженными силами достиг исторического минимума. В 2022 и 2023 годах учения «Индра» были отложены. Странами были проведены только одни двусторонние учения, а именно военно-морские учения в Бенгальском заливе в ноябре 2023 года, еще в двух случаях их контингенты взаимодействовали на многосторонних учениях — «Восток-2022» и «Милан-2024».

Разделенные Индо-Пацификой

Сокращение военного взаимодействия между Нью-Дели и Москвой нельзя объяснить только лишь последствиями вооруженного конфликта в Украине. Представляется вероятным, что это часть растущего расхождения в их геополитических взглядах. В этом контексте особенно наглядно сравнение взаимодействия России с Китаем.

Несмотря на российскую «специальную военную операцию», Россия и Китай поддерживают военное взаимодействие на высоком уровне и регулярно осуществляют совместное воздушное и военно-морское патрулирование в Тихом океане. 25 июля 2024 года российские и китайские стратегические бомбардировщики Ту-95МС и H-6K, соответственно, патрулировали вблизи Аляски и впервые были перехвачены американскими и канадскими истребителями во время совместного полета. Последнее военно-морское патрулирование стран было проведено в начале июля 2024 года в западной и северной частях Тихого океана, а отдельные военно-морские учения «Морское взаимодействие-2024», включавшие отработку артиллерийской стрельбы по морским, береговым и воздушным целям, прошли в Южно-Китайском море.

Пока неясно, в какой степени эти учения ведут к повышению оперативной совместимости между ВМС России и Китая. Тем не менее, растущая частота и сложность двусторонних учений свидетельствует о переходе к более глубокой координации между двумя державами. Кроме того, места проведения этих учений и совместного патрулирования указывают на то, что Москва и Пекин намерены действовать совместно в Индо-Тихоокеанском регионе против США и их союзников. Несмотря на сохраняющиеся взаимные подозрения на военном уровне, сближение их индо-тихоокеанских видений обусловлено тем, что российские и китайские официальные лица считают «закрытые военно-политические союзы» общей угрозой. В свою очередь, отсутствие подобного сближения между Москвой и Нью-Дели обусловлено расхождениями в восприятии региональной обстановки и разными взглядами на роль таких групп, как Quad и AUKUS.

***

Хотя оборонные связи с Россией сохраняют приоритет для Нью-Дели, главным образом для обеспечения необходимого обслуживания устаревшего оборудования, продолжающиеся военные действия в Украине заставляют пересмотреть это партнерство. Учитывая отсутствие крупных сделок и ориентируясь на послевоенную эпоху, Россия рассматривает передачу технологического опыта как важнейшую стратегию сохранения своего присутствия на индийском оборонном рынке. Однако растущее совпадение стратегических интересов Москвы и Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе может ограничить возможности для военного сотрудничества между Индией и Россией и потенциально повлиять на отношения в целом.


Оригинальная статья опубликована на сайте индийского исследовательского фонда Observer Research Foundation

Фото: Mil.ru

Добавить комментарий

Прокрутить вверх