India Analytics
1.43K subscribers
381 photos
16 videos
376 links
Сайт: https://indiaanalytics.ru
Обратная связь: @IndiaAnalyticsBot
Download Telegram
Материал, вносящий некоторую ясность в шумиху вокруг импорта Индией российской нефти. По всей видимости, индийские нефтеперерабатывающие компании меняют стратегию закупок и ожидают, что дисконт должен быть выше.

Примечательны слова собеседника журналиста:
"Маловероятно, что война завершится в ближайшее время, поэтому российская нефть столкнется с еще большими ограничениями в Европе. В Китае происходит снижение спроса из-за Ковида. Так что в Индию будет поставляться еще больше нефти, по более привлекательной цене".
Forwarded from Special Lassi
Q&A про ситуацию на Шри-Ланке

Q: Правда ли, что во всем виноват один человек - Готабая Раджапакса, президент, дворец которого взяли штурмом?
A: Нет, страну в нынешнюю ситуацию загнал скопом весь почтенный клан Раджапакса - и бывший президент и до недавнего времени премьер Махендра, и бывший министр финансов Бэзил, и сам Готабая постарался, конечно. На Шри-Ланке, как и в других южноазиатских политиях, чрезвычайно развита семейственность. Раджапакса - полноценный политический клан со своей клиентелой, вот им всем и нужно претензии предъявлять.

Q: Пишут, что причинами кризиса стала серия волюнтаристских решений президента и правительства: снижение налогов, отказ от закупки минеральных удобрений, плюс еще ковид подгадил, лишив Шри-Ланку турпотока. Это правда?
A: В целом да, но не вся. Шри-Ланка уже полтора десятилетия в долгах как в шелках. Нынешний мир так устроен, что государствам для развития нужны деньги, и если большие государства могут прибегнуть к внутренним займам, а неверные решения на фоне большой экономики приведут к болезненным, но локальным последствиям, то маленькие государства могут брать деньги только извне, а ошибочные решения могут обрушить всю экономику. Примерно это со Шри-Ланкой и произошло: она влезла в долги, а деньги тратились часто непроизводительно, строительство порта Хамбантота тому пример.

Q: Займы они же вроде китайские брали? То есть китайцы их загнали в долговую ловушку?
A: Нет. Займы ланкийское руководство брало везде, и Шри-Ланка была больше должна Японии, Всемирному банку и Азиатскому банку развития, чем Китаю. Сами, всё сами.

Q: Тут еще пишут, что клан Раджапакса был прокитайским. Выходит, его американцы свергли? Или, может, индийцы? Готабая еще Путину звонил, просил нефть продать, а через три дня его того. Совпадение? Не думаю!
A: Клан Раджапакса был, как дядя Фёдор - свой собственный. Он успешно лавировал между китайцами, индийцами, американцами, наращивая свое политическое влияние (и, очевидно, набивая карманы). Путину Готабая звонил уже после того, как кризис раскрутился на полную, а все другие Раджапаксы подали в отставку и частично покинули страну. Не надо искать волосатую руку враждебных ястребов там, где руководство успешно справляется с созданием кризиса своими силами при некоторой помощи зловредного вируса.

Q: Как теперь Шри-Ланке из этого кризиса выйти?
A: Зависит от того, что мы понимаем под выходом. Если речь идет об успокоении бушующих толп - то найти того (или тех), кто сейчас даст Шри-Ланке много денег и дешевой нефти, скинуть цены на номера в отелях, и через пару месяцев всё вернётся на круги своя. Если о том, как избавиться от 51 млрд внешнего долга - то никак в обозримом будущем. Придется с этим жить.

Q: А Россия что может с этого поиметь?
A: Теоретически много чего. Шри-Ланка сейчас в таком состоянии, что за бесценок можно брать в аренду на пресловутые 99 лет всё - от отелей до портовых терминалов и бухт под военные базы. Но, во-первых, есть большие сомнения, что наши политические и бизнес-элиты готовы сейчас на такой дерзкий бросок на юг; во-вторых, нужно понимать, что в таких делах вход рубль, выход два. То есть придется вовлекаться в ланкийские политические и экономические дела, что, в свою очередь, потребует долговременной стратегии, четкого понимания интересов и да, подготовки специалистов по стране и региону в товарных количествах.

Как-то так.
14 июля Нарендра Моди примет участие в саммите лидеров Индии, Израиля, ОАЭ и США. Основным направлением повестки онлайн встречи, судя по всему, будет экономическое сотрудничество. Во время саммита лидеры обсудят совместные инвестиционные проекты в 6 областях: водные ресурсы, энергетика, транспорт, космос, здравоохранение и продовольственная безопасность, а также договорятся о сотрудничестве по развитию передовых и зеленых технологий.

Саммит 4 стран – это продолжение истории, которая началась в октябре 2021 года во время визита С. Джайшанкара в Израиль. Тогда в режиме онлайн встретились министры иностранных дел, а экспертное сообщество заговорило о рождении «ближневосточного Quad». Теперь же, за месяц до встречи лидеров, в Вашингтоне придумали новому объединению звучное имя – I2U2 (Israel-India-UAE-USA). Во-первых, это удобно: в гугл-поиске теперь не будет конфликта между разными Quad’ами. Во-вторых, новостные агентства теперь будут смаковать, что I2U2 – это «группировка», «блок», «альянс» и т.д. – и политика администрации Байдена по укреплению региональных союзов и партнерств сразу выглядит более внушительно.

В индийском новостном пространстве объявление о проведении форума с необычным названием вызвало шквал материалов. Индийские СМИ – не только ведущие англоязычные и хиндиязычные медиа, но и многочисленные региональные (на гуджарати, бенгали, телугу, малаялам и не только) – принялись разъяснять, что такое I2U2, чего ожидать индийцам от нового партнерства и какое «уникальное положение» у Индии в этой четверке.

Сравнения «ближневосточного Quad» с «индо-тихоокеанским Quad», неизбежны. Однако, как бы не пытались некоторые медийные ястребы разогреть ядерный (в основном, хиндиязычный) электорат БДП тезисами о том, что новая инициатива создана, «чтобы преподать урок Китаю», а 4 страны будут совместно работать, чтобы «окружить Дракона» (об этих фантазиях можно прочитать здесь), обнаружить китайский фактор в объединении этой четверки будет достаточно трудно. Прийти к единому знаменателю по вопросам безопасности на Ближнем Востоке у I2U2 получится вряд ли. Индии гораздо комфортнее и выгоднее оставаться на экономическом и гуманитарном трэках, чтобы не терять «близкие цивилизационные связи» с Ираном и все-таки удержать статус друга для всех в регионе.
Итоги первого саммита I2U2

Поставлена амбициозная цель по продвижению экономического сотрудничества от Ближнего Востока до Южной Азии, но из конкретных инициатив объявлены только две - в сфере продовольственной безопасности и энергетики:
🔹 ОАЭ инветируют $2 млрд в строительство нескольких продовольственных парков на территории Индии;
🔹 в штате Гуджарат будет реализован проект в области возобновляемой энергетики мощностью 300 мегаватт, оценочная стоиомость около $330 млн (США проводят ТЭО проекта, компании из ОАЭ "рассмотрят возможности" стать инвестиционными партнерами).

Пока вырисовывается следующая схема работы объединения:
Индия выделяет земли под проекты (по 6 обозначенным направлениям), а остальные участники вкладывают инвестиции и делятся технологиями и экспертизой.

Что сказал Н.Моди?
✔️"Это встреча по-настоящему стратегических партнеров, а также хороших друзей, имеющих общие взгляды и интересы"
✔️"Объединив сильные стороны стран - капитал, экспертизу и рынки - мы сможем внести значительный вклад в мировую экономику"
✔️"I2U2 внесет вклад в энергетическую, продовольственную безопасность и экономический рост в глоабльном масштабе".
Индия, Франция и Объединенные Арабские Эмираты обсудили потенциальные области сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе в рамках новой трехсторонней структуры "Focal Points".

“Три стороны обменялись мнениями по Индо-Тихоокеанскому региону и изучили потенциальные области трехстороннего сотрудничества, включая безопасность на море, гуманитарную помощь и помощь в случае стихийных бедствий, голубую экономику, региональные связи, сотрудничество на многосторонних форумах, энергетическую и продовольственную безопасность, инновации и стартапы, устойчивость цепочек поставок, а также культурные и гуманитарные связи- сотрудничество людей”, - сообщает Министерство иностранных дел Индии.
Не всё так плохо для индийской экономики в обновленном прогнозе от МВФ. Хотя, конечно, это не те темпы восстановления после пандемии, на которые рассчитывали в индийском правительстве.

Коррекция показателей роста реального ВВП Индии в 2022 и 2023 финансовых годах по сравнению с апрельским прогнозом составила -0,8%.
За год с момента взятия талибами* Кабула афганская политика Индии и восприятие индийских позиций в регионе претерпели изменения. После 15 августа 2021 года многим казалось, что Нью-Дели оказался "отрезанным" от афганских дел и потерпел поражение Пакистану в геополитической игре. Однако индийская дипломатия сумела достаточно быстро наладить контакт с представителями талибов и установить сотрудничество по афганскому треку со многими зарубежными партнёрами, в том числе и Россией.

Приводим таймлайн основных моментов в индийской политике на афганском направлении с августа 2021 года и анализируем последние всплески в индийских медиа, связанные с дискуссиями вокруг Афганистана:
https://indiaanalytics.ru/india-vozvraschaetsya-v-afghanistan/
Министерство обороны Индии опубликовало сообщение о начале взаимного отвода индийских и китайских войск в одном из пунктов противостояния на Линии фактического контроля - районе Гогра - Хот Спрингс.

В контексте саммита ШОС на следующей неделе - важный сигнал
Много негодования среди индийских экспертов вызвало решение Госдепартамента США одобрить возможную продажу правительству Пакистана пакета услуг и оборудования общей стоимостью в $450 млн. для поддержки их истребителей F-16.

Мотивационная часть решения выглядит, хоть и бюрократично, но весьма симптоматично:
"This proposed sale will support the foreign policy and national security objectives of the United States by allowing Pakistan to retain interoperability with U.S. and partner forces in ongoing counterterrorism efforts and in preparation for future contingency operations".

...А, возможно, и комично. Ведь без F-16 в борьбе с терроризмом ну никак не обойтись.
Forwarded from Special Lassi
Индия ввела запрет на экспорт дробленого риса плюс двадцатипроцентную пошлину на экспорт не-басмати сортов. Причина - сравнительно слабый муссон, в результате чего посевы риса, который, будучи культурой кхариф, чувствителен к количеству дождей, сократились в этом году на 5,62%. Ничего подобного пшеничной панике не наблюдается, правительство явно играет на опережение, причем стремится минимизировать репутационные потери - отгрузка дробленого риса разрешена до 15 сентября.

Пострадают от этого шага прежде всего бедные страны третьего мира, в первую очередь африканские, которые массово скупают индийский дробленый рис, выиграют - Вьетнам и Таиланд, которые получат возможность отыграть кусок рынка. Впрочем, думаю, ненадолго, запрет связан с погодным форс-мажором и будет снят, когда станет понятно, что паника задушена в зародыше. Производители риса, понятное дело, недовольны и пророчат великие беды, но правительство держится твердо.

В июне, когда СМИ и отдельные телеграм-каналы разгоняли панику насчет скорого полного запрета экспорта индийского риса, я писал: "Можно представить только два сценария, в которых Нью-Дели ввел бы временный запрет на экспорт риса. Первый – чтобы окончательно успокоить страсти внутри страны и еще больше сбить цены на продовольствие. Второй – чтобы поддержать производителей басмати: возможные ограничительные меры, согласно индийским и западным СМИ, могут коснуться только сортов, не относящихся к басмати, что подстегнет интерес фермеров к выращиванию басмати." Собственно, это и произошло - спустя три месяца возникла необходимость сбить цены и успокоить страсти плюс поддержать производителей басмати.

Но тут интересно другое: все эти полные и частичные запреты на экспорт пшеницы и риса демонстрируют, насколько же хрупка индийская продовольственная безопасность. В свое время "зеленая революция" помогла накормить вечно голодную Индию и способствовала появлению группы "сельских бизнесменов", обогатившихся за счет резкого роста урожайности и вложивших полученный капитал в другие секторы экономики. Но сейчас индийское население продолжает расти быстрее, чем урожайность.
Разъяснение от МИД Индии по поводу договоренностей с Китаем о разведении войск в районе Гогра - Хот Спрингс (ПП-15):

«В соответствии с соглашением, процесс разведения в этом районе начался 8 сентября 2022 года в 08:30 и будет завершен к 12 сентября 2022 года. Обе стороны договорились прекратить развертывание [войск] на передовых позициях в этом районе поэтапно, скоординировано и под контролем, что приведет к возвращению войск обеих сторон в свои районы расположения.
Было согласовано, что все временные сооружения и другая сопутствующая инфраструктура, созданные в этом районе обеими сторонами, будут демонтированы и взаимно проверены. Рельеф местности будет восстановлен к состоянию до начала противостояния сторон.
Соглашение гарантирует, что Линия фактического контроля в этой области будет строго соблюдаться и уважаться обеими сторонами, а статус-кво не будет изменен в одностороннем порядке.
После разрешения противостояния на ПП-15 обе стороны согласились продолжить переговоры, решить оставшиеся вопросы вдоль ЛФК и восстановить мир и спокойствие в приграничных районах Индии и Китая».
Нарендра Моди летит в Самарканд на саммит ШОС

«Двусторонние встречи премьер-министра Моди с президентом России Владимиром Путиным и президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым почти зафиксированы, [они] состоятся на полях саммита ШОС в Самарканде»,сообщает источник АНИ.

ℹ️ Индия председательствует в ШОС в 2023 году. В октябре этого года в г. Манесар, штат Харьяна пройдут учения РАТС ШОС (Пакистан примет участие в качестве наблюдателя).
Подтверждая переговоры В.Путина и Н.Моди в Самарканде, Кремль еще и опубликовал "материалы к встрече", которые сегодня активно цитируют российские и индийские СМИ.

Например, сообщается, что "в первом полугодии 2022 г. товарооборот [между странами] вышел на внушительную отметку в $11,5 млрд, прибавив почти 120% по сравнению с тем же периодом прошлого года".

Заглянул проверить эту "внушительную статистику" в индийские министерства и ведомства и обнаружил, что Министерство коммерции и промышленности Индии преподносит какие-то космические данные.

По ним товарооборот между Россией и Индией с января по июль составил около $18 млрд (!). Из них $16,6 млрд пришлось на индийский импорт (рост почти на 300% по сравнению с 2021 годом), а $1,4 млрд - на экспорт в Россию (падение на 20% к 2021 г.).

Неизвестно, в каких объемах продолжит идти в Индию российская нефть в ближайшие месяцы, но выходит так, что показатель товарооборота между странами по итогам года может приблизиться к когда-то казавшимися нереальными $30 млрд.
Есть и такое мнение:
"Давнее слепое увлечение Индии Россией должно прекратиться". Пишет Шаши Тхарур, мастер слова, автор книг, парламентарий от Конгресса, человек, сделавший карьеру в ООН и занимавший министерские посты в индийском правительстве и продолжающий так или иначе участвовать в выработке / дискуссиях о выработке внешней политики Индии.

Аргументы автора:
- после начала [censored] зависимость России от Китая значительно увеличилась; эта тенденция будет усиливаться по мере ослабевания России, поэтому Индия вряд ли сможет полагаться на Москву для противостояния китайской агрессии; (это, конечно, главная боль индийских экспертов, которые неустанно следят за ростом геополитического согласия между Москвой и Пекином)
- Индии нужны надежные партнеры для отражения угроз от враждебного дуэта Китай-Пакситан, а Россия по отношению к этой оси занимает амбивалентную позицию;
- Россия не так уж и нужна Индии:
a. Зависимость от поставок российских вооружений последовательно снижается;
b. В Совбезе ООН Индии больше не нужно право вето России, чтобы снять кашмирский вопрос с повестки, - для этого есть поддержка США.
___
Некоторые пункты выглядят чересчур эмоционально. Например, вряд ли опытному политику и дипломату стоит отказываться от поддержки России в ООН, учитывая что он сам занимал высокие посты в этой организации и знает, какую дипломатическую работу проводит Нью-Дели, чтобы добиться поддержки по Кашмиру (иногда просто нейтралитета, молчания) не только от P5, но и всего международного сообщества. Другие же аргументы, особенно тема России и Китая, вполне отражают идущие дискуссии в Индии в последние месяцы, если не годы.

2 вопроса, которые перманентно будоражат индийское экспертное сообщество, особенно после 24/2:
- "Что делать, если российско-китайское безлимитное партнерство эволюционирует в союз?"
и
- "Как быть, если Россия не сможет (из-за нехватки технологий) или перестанет (из-за потери своей самостоятельности перед китайскими товарищами) выполнять военные контракты?".

Думая в целом в схожей с Тхаруром манере, сегодняшняя политическая элита Индии ведет более прагматичную политику по поддержанию отношений с Россией, все еще рассчитывая не допустить чрезмерного сближения России и Китая; памятуя о том, что диверсификация в оборонной сфере пока work in progress; и решая задачи по обеспечению энергетической и продовольственной безопасности страны.
Forwarded from Indo-Sphere
Внешняя политика. Саммит Шанхайской организации сотрудничества. Цели и задачи Нарендры Моди. Часть II

(по материалам Global Times, Reuters, Sputnik News и WION)

В последние годы под влиянием Индо-Тихоокеанской стратегии США, появились некоторые признаки того, что стратегия Индии менее совместима с устремлениями других членов ШОС, поэтому роль, которую Нью-Дели может играть в Организации, была несколько ограничена. По словам аналитиков, чтобы изменить ситуацию, Индия должна направить более позитивные сигналы и больше взаимодействовать с другими членами ШОС. Российские и китайские эксперты отмечают, что для Индии предпочтительней следовать консенсусу в рамках ШОС, и тогда Нью-Дели может получить больше пользы от Организации и играть в ней более позитивную роль.

Членство в Организации также полезно для Индии для построения диалога с Пакистаном. Что же касается китайско-индийских отношений, ШОС является важным механизмом для обеих сторон, чтобы снизить напряженность на границе и искать больше возможностей для сотрудничества.

По сравнению с «многосторонним механизмом» под руководством США, который на самом деле служит однополярному мировому порядку, и в котором преобладает гегемония США, Шанхайская организация сотрудничества, образованная державами вне стран т. н. коллективного Запада, такими как Китай, Россия, Индия и Пакистан, предлагает гораздо более совместимый формат. Поэтому такие государства, как Иран, Египет, Саудовская Аравия и Беларусь, ищут возможности членства или иных форм сотрудничества с ШОС.

Sententia

Радость некоторых индийских националистов, а также российских и китайских ШОС-интернационалистов несколько преждевременна.

Во-первых, в Нью-Дели и окрестностях достаточно противников сближения с Россией ( см. например хороший текст: https://t.me/indiaanalytics/993). Причём эта позиция имеет свою историю: такие настроения прочно укоренились со времён реформ Нарасимха Рао в 1990-х. Причём это как ангажированная точка зрения («англичанка гадит», «пиндосы проплатили»), так и личная позиция ряда участников индийского политикума. И сейчас даже многие сторонники России в Индии поговаривают: «А Россия уже не та...».

Во-вторых, внешнеполитический курс Индии достаточно выверен на сегодняшний день. Нью-Дели совершенно не захлопывает дверь перед предложением Вашингтона. Более того, в преддверии Саммитом ШОС это выглядит как отличный тактический ход. С одной стороны и американцам показать: «Во, какие мы затребованные!», с другой стороны Пекину помахать: «Мы не только по приграничным конфликтам готовы договариваться», ну и Москве: «Ну, вот видите, а вы переживали!».
#Анонс

19 сентября в 18:00 мск на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоится лекция старшего помощника редактора The Times of India Арти Тику Сингх. Тема выступления: «Особенности индийской экономики и международной политики на современном этапе».

Арти Тику Сингх – лауреат международных наград за работу в «горячих точках». В качестве репортера и редактора она работала в таких крупных изданиях, как Hindustan Times и Indo-Asian News Service. В 2021 году Арти Тику Сингх основала новостной ресурс The New India. Она имеет степень магистра политических наук и английского языка Университета Джамму, а также является выпускницей Колумбийского университета, где она получила степень магистра международных отношений. Во время своего пребывания в Нью-Йорке А.Т. Сингх работала в Колумбийском университете, в ООН и BBC.

Формат мероприятия: смешанный.

Регистрация и подробности по ссылке.
Пока индийские аналитики не успели осмыслить итоги вчерашних российско-пакистанских переговоров на высшем уровне, индийские СМИ смакуют неловкий эпизод с наушником Ш.Шарифа (видео здесь) - его длительность и смех В.Путина.
На самом деле тональность встречи была непривычно позитивной. Заранее заготовленная речь российского президента, включающая слова об "абсолютно позитивном ключе" отношений России и Пакистана и восприятии Пакистана как "одного из приоритетных партнеров в Юго-Восточной Азии и Азии в целом", выглядит авансом, надеждой на продолжение поступательного движения последних лет. Географический фокус "приоритетности" Пакистана, скорее всего, намеренно размыт, ибо в Южной Азии, как известно, у России главный партнер один, и это (пока по крайней мере) не Пакистан.
Тем более, стабильность (как государства) и надежность (как зарубежного партнера) - это не про Пакистан. Эпизод прошлого месяца с военными поставками из Пакистана в Украину показал, что у пакистанского нейтралитета есть разные оттенки. Видимо, в российских центрах принятия решений решили не винить в этом кейсе правительство Шарифа, рассмотрев его как дело рук пакистанского военного истеблишмента.
Однако прорыва по основному направлению интереса России - в сфере энергетики - не происходит. Уже много лет идет обсуждение проекта газопровода Карачи - Лахор (известен как "Пакистанский поток"), есть даже соглашение и - после пертурбаций - компания под строительство; нет начала реализации. Поставки СПГ в Пакистан так и не вышли за пределы "проработки" и по-прежнему видятся из области фантастики. Наконец, идея о поставках трубного газа из России в Пакистан (через Казахстан, Узбекистан, Афганистан) упирается в "гарантии безопасности" на афганской территории.
Но, как видно из вчерашних заявлений, Москва готова перетерпеть все сложности ведения дел с Пакистаном и продолжать взаимодействие, даже без очевидных результатов.
The Economic Times сообщает интересные подробности по теме перехода России и Индии к использованию национальных валют.

По информации издания, первым российским банком, открывшим счет в рупиях, стал Петербургский социальный коммерческий банк (ПСКБ).

«Мы открыли счет в рупиях-рублях в Yes Bank», — сказал в ответ на запрос ET основатель и председатель правления ПСКБ Владимир Прибыткин. «В настоящее время мы осуществляем операции через него, поскольку мы проводим платежи в рупиях и рублях от имени наших почти трех десятков российских клиентов, ведущих торговлю с Индией».

Сообщается, что Yes Bank получил еще три-четыре заявки от других российских кредитных организаций, таких как МФК Банк. Некоторые другие индийские банки также получили заявки, они находятся на рассмотрении Резервного банка Индии.
Сентябрь - традиционно насыщенное время для индийской дипломатии, особенно в дни ГА ООН. В этом году индийскую делегацию возглавляет С.Джайшанкар, который находится в США с 11-дневным визитом (с 18 по 28 сентября).
Первая часть визита проходит в Нью-Йорке и является безусловным триумфом много- и министоронности: на полях сессии Генассамблеи, глава МИД Индии проводит встречи с зарубежными коллегами-министрами в рамках следующих объединений:
- G4 (Индия-Бразилия-Германия-Япония)
- Quad (Индия-Австралия-США-Япония)
- БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР)
- ИБСА (Индия-Бразилия-ЮАР)
- Индия - КАРИКОМ(Карибское сообщество)
- Индия-Индонезия-Австралия
- Индия-Франция-Австралия
- Индия-Франция-ОАЭ.

Переговоры в последнем формате прошли сегодня впервые на министерском уровне. Эта трехсторонка, кроме свидетельства беспрецедентного комфорта в отношениях Нью-Дели и Парижа, позиционируется в индийской прессе как "новый и современный способ ведения дипломатии" и "нахождения общей повестки" вне привязки к какому-то конкретному региону. Такая интерпретация, пожалуй, звучит излишне изящно - в данном формате, скорее, можно усмотреть продолжение других многосторонних взаимодействий Индии в Индо-Пацифике. Во время подготовительной встречи в июле представители трех стран уже обозначили тематические направления работы: морская безопасность, помощь при ликвидации стихийных бедствий, синяя экономика, региональная транспортная инфраструктура, энергетическая и продовольственная безопасность, инновации и стартапы, устойчивость цепочек поставок, культурное сотрудничество и связи между людьми.

Вторая часть визита Джайшанкара будет полностью посвящена двусторонним отношениям с США: запланированы встречи с Э.Блинкеном и другими представителями американской администрации, представителями бизнес-сообщества и индийской диаспоры.