Внешнеполитическая часть послания президента Федеральному Собранию, а точнее порядок, в котором Владимир Путин назвал зарубежных партнеров в своей речи, примечательны с точки зрения актуальных приоритетов российской внешней политики.
Китай
Владимир Путин отметил необходимость завершить начатую работу по сопряжению Евразийского экономического сообщества и проекта «Один пояс — один путь» как пролога создания Большого евразийского партнерства. Действительно, несмотря на частые упоминания в политологической среде, контуры проекта «Большой Евразии», равно как и детали того, каким образом будут взаимодействовать страны Евразэс и китайский транспортный и инфраструктурный проект, остаются неясными. Несомненно КНР на данный момент — крупнейший российский партнер. Как отметил президент, сотрудничество России и Китая является стабилизирующим фактором в международных делах и способствует безопасности в Евразии. Примечательно, что президент назвал отношения с КНР «равноправными и взаимовыгодными». Это важный сигнал в свете все более видимого дисбаланса в российско-китайском партнерстве. По всей видимости, есть понимание того, что России необходимо сохранять достаточную стратегическую автономность от Китая и не забывать про собственные интересы на обширном евразийском пространстве.
Индия
Несмотря на краткое упоминание президентом индийского направления в речи («Большое внимание уделяем раскрытию потенциала особо привилегированного стратегического партнерства с Индией»), в его выступлении прозвучало ключевое словосочетание для современного российско-индийского сотрудничества. Именно раскрытие потенциала,особенно в торгово-экономической сфере, на данный момент является приоритетом сторон. Достичь прорыва на данном направлении будет сложно: ряд объективных и субъективных факторов сдерживают страны от углубления взаимодействия за пределами традиционных сфер (ВТС и энергетика). Однако, раз потенциал сотрудничества отмечен на высоком уровне, его необходимо стараться реализовывать. Тем более, поддержание прочных связей с Индией позволит России избежать чрезмерной зависимости (и в политике, и в экономике) от КНР.
Япония
Безусловно один из значимых российских зарубежных партнеров, особенно в свете недавних переговоров Владимира Путина и Синдзо Абэ. По словам президента, Москва намерена и дальше развивать политический и экономический диалог с Токио и вести поиск «взаимоприемлемых условий для заключения мирного договора». Выраженная позиция несет в большей степени дипломатический характер, не приближая стороны к достижению консенсуса в переговорном процессе, но и не отдаляя их от продвижения. По сути, в речи были кратко упомянуты приоритеты японского направления, который за последний месяц (с момента российско-японских переговоров) не претерпели изменений.
АСЕАН
Несмотря на давнее и довольно плодотворное сотрудничество с отдельными странами Юго-Восточной Азии, прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, АСЕАН (Ассоциация государство Юго-Восточной Азии) во многом по-прежнему остается перспективным направлением российской внешней политики. Владимир Путин заявил о намерении «углублять взаимодействие» с АСЕАН, и, пожалуй, наилучшим подтверждением этому был его визит на саммит организации в ноябре 2018 года. Следует ожидать попыток расширения экономических связей со странами региона.
Европейский Союз (ЕС)
Владимир Путин подчеркнул, что Россия ожидает со стороны Евросоюза «реальные шаги» по восстановлению нормальных политических и экономических отношений, отметив, что граждане и бизнес европейских стран заинтересованы в сотрудничестве с РФ. Довольно сложно оценить, у какой стороны больше заинтересованности в перезагрузке связей. Тем не менее, президент в своей речи показал, что мяч находится на стороне Европы. Видимо, в понимании Москвы на данном этапе именно ведущие европейские страны должны проявить инициативу и предпринять попытки по налаживанию диалога с Россией. Вероятнее всего, диалог между ЕС и РФ будет продолжен, но его «нормальность» находится под вопросом ввиду большого числа разногласий сторон.
США
Последними по порядку, но очевидно не по значению были упомянуты российско-американские отношения. Особое внимание президента было приковано к наиболее «острому» и «обсуждаемому» вопросу — выходу США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Если кратко, то Владимир Путин, как и ранее, пообещал, что США не удастся достичь военного превосходства — ответ России «будет действенным и эффективным». Важный момент: Москва готова к переговорам по разоруженческой тематике, но «стучаться в закрытую дверь» больше не будет.
Выводы
На Западе у России по-прежнему остаются проблемные отношения с Европой и Америкой. Тот факт, что ЕС и США упомянуты в конце внешнеполитического блока, не означает их низкого значения. Скорее, перечисление азиатских партнеров в начале внешнеполитического блока было попыткой продемонстрировать, что с момента начала острой фазы кризиса в отношениях России и Запада (с 2014 года) у Москвы появились альтернативные направления. Однако со стороны РФ остается высокий интерес по возобновлению «нормальности» взаимодействия со странами Запада, во много ввиду сохраняющейся зависимости, в частности в сфере технологий.
Упоминание Китая, Индии, Японии и АСЕАН (именно в таком порядке) вполне отражает внешнеполитические приоритеты России в Азии. Для успешного развития азиатского трэка как альтернативы западному все-таки достаточно остро стоит вопросу по строительству равноправного партнерства с КНР и поддержанию баланса в региональной политике. Современная Азия открывает широкие возможности и простор для маневра, но и конкуренция в данном регионе значительно возросла.